Творчество - это увлекательная концепция. Часто считается, что это "врожденное" свойство – мы предполагаем, что некоторые люди креативны, а некоторые нет. Таким образом, научные исследования творчества все еще находятся в относительном зачаточном состоянии. Тем не менее, появляется все больше работ, посвященных изучению того, как мы понимаем креативность.

Как мы можем определить креативность?
Широко признано, что все люди обладают способностью к творчеству. При этом мы, похоже, отделяем креативность, которую мы распознаем в обычных людях, от общественных деятелей, известных своей креативностью. Эти фигуры - такие люди, как Микеланджело, Моцарт, Шекспир, Да Винчи и Томас Эдисон. шаблоны

Что связывает всех этих людей в нашем сознании как ‘настоящих’ креативщиков? Чтобы начать отвечать на этот вопрос, нам нужно оценить способы, которыми мы определяем креативность.

По общему мнению, креативность состоит из двух основных компонентов – оригинальности и функциональности:

Оригинальность – какое новое понимание можно придать форме, концепции или существующей школе мысли?
Функциональность – имеет ли это первоначальное понимание смысл или ‘работает’? Является ли это ‘полезным’ дополнением к текущему разговору? Какую проблему решает идея?
Мы часто определяем креативность как нестандартное мышление. Творческий человек должен быть способен к оригинальному мышлению. Однако они должны уметь определять, какие мысли на самом деле имеют смысл.

Лиане Габора - профессор психологии в Университете Британской Колумбии. Она представила "теорию креативности в пивных банках’. У человека есть оригинальные мысли, но нет чувства функциональности. Габора сравнивает это с тем, что “у нас есть все банки пива в упаковке по 6 штук, но отсутствует пластиковая штуковина, удерживающая их все вместе”.

Этот двойной критерий оригинальности и функциональности позволяет нам идентифицировать ‘истинную’ креативность. Однако наши определения креативности могут быть дополнительно классифицированы. Приведенная ниже матрица отлично объясняет суть креативности.

Преднамеренное /когнитивное творчество – Изобретатели и новаторы сознательно стремятся к творчеству. Они задались целью найти творческое решение и достигли этого с большой степенью дисциплины и сосредоточенности.

Преднамеренное / эмоциональное творчество – Художники и музыканты часто считают творчество катарсическим или терапевтическим. Их эмоции обретают новую творческую форму. Вот почему так много произведений искусства вдохновлено личными конфликтами и трудностями.

Спонтанное / когнитивное творчество – это обычно известно как момент ‘эврики’. Исаак Ньютон - наиболее яркий пример этого. Люди могут изо всех сил пытаться найти творческое решение, но только для того, чтобы оно пришло им в голову (или вылетело из головы).

Спонтанное / эмоциональное творчество – это можно определить скорее как прозрение, чем как момент ‘эврики’. Художники, писатели и музыканты могут изо всех сил стремиться к творчеству, но только для того, чтобы испытать спонтанный момент вдохновения.